Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-76276 (Роскомнадзор) от 26 июля 2019 года

Замглавы МИД Моргулов: Корейский полуостров может вновь стать эпицентром опасных событий

Игорь Моргулов

С начала года Пхеньян провел ряд ракетных испытаний, чем заметно взволновал международное сообщество. В интервью ТАСС заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов рассказал о причинах активности Северной Кореи и способах выхода из сложившейся ситуации, а также пояснил, почему Москва точно не имеет отношения к развитию ракетного потенциала КНДР.

— За первые недели 2022 года Пхеньян произвел несколько испытаний ракет. Нет ли опасений, что подобные шаги вызовут новый виток напряженности на Корейском полуострове? Есть ли у России понимание относительно уровня ракетных технологий в КНДР? Информирует ли нас северокорейская сторона о запусках? Прорабатываются ли на 2022 год контакты России и КНДР по дипломатической линии?

 Полагаю, что напряженность на Корейском полуострове может существенно возрасти в случае отказа двух главных антагонистов —  США и КНДР — от достигнутого в 2018 году прогресса в урегулировании ситуации в субрегионе. Имею в виду фактическую реализацию сторонами первого этапа российско-китайской «дорожной карты», когда Пхеньян в инициативном порядке объявил о прекращении ядерных испытаний и запусков межконтинентальных баллистических ракет, а Вашингтон стал воздерживаться от проведения на полуострове крупномасштабных военных учений с привлечением стратегических сил и средств.

Это так называемое «двойное замораживание», хотя и не было закреплено юридически, обеспечило в целом военно-политическую стабильность на полуострове даже после того, как американцам и северокорейцам не удалось осуществить последующие, более сложные «размены». Дезавуирование этих мер будет означать откат на «нулевой этап» — к кризису 2017 года.

Единственный способ избежать такого сценария — двигаться по упомянутой «дорожной карте» не назад, а вперед, к укреплению доверия, нормализации двусторонних отношений, обсуждению гарантий безопасности и построению режима мира, что предусмотрено как российско-китайскими инициативами, так и Сингапурским заявлением лидеров КНДР и США от 12 июня 2018 года. Денуклеаризация полуострова может конструктивно обсуждаться только в этом контексте. На поиске способов реанимации соответствующего политического диалога следует сосредоточить основные усилия всех вовлеченных сторон. Обсуждаем этот вопрос и с нашими северокорейскими коллегами, хотя в условиях пандемических ограничений и закрытых границ Северной Кореи контакты с ними пока в основном ограничены дипломатическими представительствами в Москве и Пхеньяне.
Что касается уровня ракетных технологий КНДР, внимательно отслеживаем ситуацию и анализируем все имеющиеся в нашем распоряжении данные. Заблаговременно о предстоящих запусках северяне нас, как и всех остальных, не информируют

— В прошлом году не раз появлялась информация о возобновлении шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, но этого до сих пор не произошло. Возможно ли возобновление работы в таком формате в ближайшее время?

 По-прежнему считаем шестисторонние переговоры оптимальным форматом комплексного урегулирования ситуации на Корейском полуострове. При этом, чтобы сдвинуть дипломатический процесс с мертвой точки, ключевое значение имеет не форма, а содержание, общее понимание повестки дня и конечной цели.

Если американцы и их союзники хотят переговоров о безусловном одностороннем разоружении КНДР с прицелом на последующую смену режима в этой стране, никакого диалога не получится
Если же администрация Байдена действительно привержена положениям Сингапурского заявления и всерьез готова обсуждать законные озабоченности КНДР в сфере безопасности с выходом на формирование системы мира в Северо-Восточной Азии, шанс на возобновление «шестисторонки» пока сохраняется. Но, к сожалению, в Вашингтоне формально говорят об открытости к диалогу с широкой повесткой, но на деле подтвердить такие заявления практическими шагами навстречу Пхеньяну не решаются.

— Поддерживает ли на данный момент Россия контакты по КНДР с американскими партнерами? В минувшем году, помимо регулярных телефонных контактов, вы провели в Сеуле очную встречу со спецпредставителем США по КНДР Сон Кимом. Прорабатывается ли новый раунд переговоров? На ваш взгляд, возможно ли потепление в отношениях Вашингтона и Пхеньяна? Какую роль в этом готова сыграть Москва?

 По проблематике Корейского полуострова мы находимся в постоянном контакте со всеми коллегами, в том числе с американцами. Разъясняем им, что одними декларациями вернуть Пхеньян за стол переговоров не получится. Совместно с Китаем призвали смягчить международный санкционный режим в отношении КНДР в гуманитарной сфере и иных гражданских областях, не связанных с ракетно-ядерной программой, распространив в Совете Безопасности ООН проект соответствующей резолюции. Его поддержка со стороны США стала бы для Северной Кореи необходимым сигналом об искреннем настрое на диалог, отсутствии враждебности и стремления задушить страну экономически. Тем более что данный шаг со стороны Совета Безопасности давно назрел с учетом де-факто соблюдаемого КНДР на протяжении уже более четырех лет моратория на ядерные испытания и пуски межконтинентальных баллистических ракет. Предлагаем также рассмотреть в качестве основы для формирования повестки переговоров российско-китайский «план действий» по комплексному урегулированию проблем Корейского полуострова, включающий набор конкретных мер, которые стороны могли бы предпринять в четырех измерениях: военном, политическом, экономическом и гуманитарном.

Однако пока в Вашингтоне не склонны воспринимать нашу логику и аргументацию. Не выдвигают американцы и встречных конструктивных предложений. Более того, собственную пассивность и отсутствие идей пытаются скрыть за бездоказательными обвинениями отдельных российских граждан и компаний чуть ли не в «ключевой роли» в поставках комплектующих для ракетной программы КНДР. При этом игнорируется тот факт, что вот уже почти два года из-за пандемии границы КНДР наглухо закрыты, и это никак не отразилось на развитии ее военно-технического потенциала.
Словом, если США возвращаются к политике «стратегического терпения» времен Обамы, в основе которой лежал расчет на то, что санкционный гнет принудит КНДР к капитуляции, то в конечном счете такой курс приведет лишь к обострению напряженности и новому витку гонки вооружений в регионе
Со всей серьезностью предупреждаем об этом американскую сторону: время пустых деклараций прошло, требуются конкретные развязки, без нахождения которых Корейский полуостров может вновь оказаться в эпицентре весьма опасного развития событий. Со своей стороны открыты к конструктивному обсуждению на основе упомянутых российско-китайских инициатив.
Анастасия Бобылева
By