Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-76276 (Роскомнадзор) от 26 июля 2019 года

КАЯГЫМ — НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОРЕИ

가야금독주 《고운 새야 노래부르자》
«Тун-ги-дан-дан, тун-дан-дан…» Мелодичный звук национального музыкального инструмента каягыма вызывает у всех слушателей восхищение, приподнимая их настроение.

Приятный звук каягыма не может быть в отрыве от оригинального способа его изготовления.

И я в этом номере ознакомлю дорогих читателей с методом изготовления каягыма, внесенным в список государственного нематериального культурного наследия, созданного предками мудрой и трудолюбивой корейской нации.

Это было несколько лет назад, когда я посетила VIII Пхеньянскую выставку музыкальных инструментов.

Где-то звучал в такт нежный звук каягыма, и я подошла туда.

Там некий немногим более 40-летний мужчина, играя на экспонированных разных каягымах, оценивал их качество. Оказалось, это был Кён Нам Чхор – заведующий кафедрой Пхеньянской консерватории имени Ким Вон Гюна.

При встрече со мной он сказал:

«На этой выставке выставлены напоказ каягымы, изготовленные не только внутри страны, но и за ее пределами нашими соотечественниками. Играя на них, я обрадовался, что каягым, разработанный тысяча и сотни лет назад, и метод его изготовления прекрасно развиты и унаследованы до сих пор».

Его слова произвели на меня глубокое впечатление.

Чтобы ознакомиться с методом изготовления каягыма, я провела беседу с Чо Иль Гёном – заведующим отделом изучения нематериального культурного наследия при Агентстве по сохранению национального наследия Кореи.

И он рассказал мне следующее:

«Каягым впервые изобрел действовавший до середины VI века Урык, талантливый музыкант государства Кая, существовавшего с середины I до середины VI веков в южной части нашей страны. Оно состояло из 6 княжеств.

Изначальный метод изготовления каягыма, немного усовершенствованный впоследствии, в основном применяется до сих пор.

Вначале каягым как прямоугольный щипковый музыкальный инструмент имел 12 струн, но сегодня на нем имеются 21 струна, которые намного расширили диапазон звуков и улучшили их оригинальный тембр.

Каягым состоит из деки, струн, передвижных подставок-кобылок, подушки для струн, головной и конечной частей, колков, ножек, резонаторных отверстий и других. Имеется также стяжка.

Процесс изготовления каягыма обычно делится на выбор дерева, его опилку на доски, их осушение и обработку.

Материалом обработки верхней деки, служащей для образования звуков, используют павлонию с разреженными годичными кольцами, а нижней деки, служащей для отражения и усиления звука, – каштан, орех, ююбу и др.

В старинной книге «Акхак квебом», излагающей теорию о музыке и хореографии нашей страны в средневековье, написано: «Самой лучшей павлонией для изготовления каягыма считалась та, которая росла примерно 30 лет на скалах у водопада в горном ущелье».

Материалом для изготовления каягыма выбирают прямую павлонию без дупла.

Доски для каягыма получают при продольном распиливании бревна, чтобы не разрезались волокна дерева. Лишь тогда можно сохранить его упругость, улучшить направленность испускания звуковых волн, избежать усадочной деформации. Распиленные доски высушивают естественным или искусственным способом, а при естественном способе намного улучшается качество досок.

Верхнюю и нижнюю деки, узлы колков и головной части, передвижные подставки-кобылки и другие детали обрабатывают отдельно, а затем проводят сборку каягыма. Подставки-кобылки делают из ююбы.

Нагретым утюгом ровно гладят всю поверхность досок, чтобы сохранилась в прежнем виде текстура дерева, потом хорошенько обтирают их мочалкой из соломы или хвоща, шлифуют до блеска. В последнюю очередь прикрепляют струны из витой шелковой нити…».

В течение долгого времени и в методе изготовления каягыма имелись некоторые перемены, но в основном он не изменился.

А сегодня на факультете изготовления музыкальных инструментов в Пхеньянской консерватории имени Ким Вон Гюна, обучая студентов мастерить каягым, внушают им превосходство корейской нации.

Техника изготовления каягыма имеет большое значение в том, чтобы более развить национальную музыку согласно требованиям эпохи, унаследовать традиции мудрой и талантливой корейской нации в соответствии с присущими ей национально-жизненными эмоциями.

Метод изготовления каягыма 27 апреля 106 года чучхе (2017) внесен под номером 65 в список государственного нематериального культурного наследия.

By