Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-76276 (Роскомнадзор) от 26 июля 2019 года

Лаврентий Гурджиев  О ВОЖДЯХ, КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И СУДЕ ИСТОРИИ

 15 апреля 2021 года исполняется 109 лет со дня рождения Ким Ир Сена

 Даже друзья нередко спрашивают как прогрессивно, так и консервативно ориентированных патриотов, державников: зачем вы порой чрезмерно захваливаете, славословите ваших вождей, зачем они вообще нужны обществу, нации, гражданину?

Во-первых, славословие есть хвала заслуженная; хвала незаслуженная есть пустословие. Во-вторых, всё зависит от меры заслуги, и да будет славословие ей под стать.

Когда враги поливают грязью выдающегося деятеля, он не просто клевещет на конкретную личность. Он хочет смешать с грязью всю страну в целом и каждого её гражданина в отдельности. Враги поступают подобным образом со всеми великими, но «чужими» сыновьями и дочерями. Ведь великие личности появляются лишь у великого народа, а признать таковым русский, корейский, любой неподвластный им народ – выше их сил. Уж сколь колоссален своей численностью и обилен своими разносторонними качествами этнический массив китайцев, а осатаневшие оппоненты нагло принижают и низводят его до уровня быдла.

В своё время убедить советских людей, а ныне – россиян в том, что они ничтожны, лучшего всего достигалось (и достигается) через придание ничтожности их истории, свершениям, вождям. Народ, принявший осквернение, не восставший против поругания столпов своего величия, пребывает в состоянии срамоты, обезволен, интеллектуально раздавлен, его родина легче захватывается неприятелем, он безропотнее прислуживает ему. Его проще удерживать от какого-либо протеста.

Невзирая на гибель Советского Союза и потерю его поддержки, там, где традиция вождизма не была сломана, сохранились наиболее сильные, жизнеспособные государственные потенциалы. Если не считать успеха контрреволюции в Албании, культ подлинного вождя доказал свою эффективность. Он пошатнулся, было, в Китае, но его партийно-государственное руководство выправило положение, удержало страну от провала в бездну и хаос либеральной демократчины.

В Корее вождизм имеет многозначное внутреннее содержание. В нём важнейшими составляющими являются культ подвига и героизма, культ силы, да не простой, а одарённой, головастой, способной ответить на любые вызовы природных и политических стихий. В чём отличие сильной личности и сильной нации от слабых? Слабые верят в удачу. Сильные верят в себя. Ким Ир Сен и корейский народ были сильны, так как верили друг в друга и в себя. Эта линия была выдержана и в период руководства Ким Чен Ира. Она кристаллизовалась и обрела не менее чёткие очертания и тогда, когда КНДР возглавил Ким Чен Ын.

Культ лидера страны проверяется не степенью восхваления и преклонения перед ним при жизни, а отношением к нему после его смерти. Когда не стало Хрущёва, наша страна этого не заметила. Когда не стало Брежнева, она взгрустнула. Когда не стало Андропова – ухмыльнулась. Когда не стало Черненко – пожала плечами. Когда не стало Ельцина – обрадовалась.

Когда скончался Сталин, страна рыдала.

Длительное, то вульгарно-демонстративное, то ханжески-келейное попрание властями памяти о нём не умерило его культа в мировоззрении миллионов. Причём, среди них сегодня осталось мало живых свидетелей сталинской эпохи, доминируют те, кто помоложе, но умеет вышелушить зерно истины в запомоенном мире трепотни и дезинформации. Чем не проверка культа личности, выявление его подлинности или фальшивости!

Переносимся в Корею, и что же видим? Немногие здесь проливали слезу, когда умирали руководители южной части полуострова. Разве что их родственники плюс должностные лица, коим всплакнуть полагается по службе. Корея плакала навзрыд, когда 8 июля 1994 года из жизни ушёл Ким Ир Сен, чьи государственные, партийные, военные заслуги и звания суммированы в ослепительном титуле – Солнце Нации. Данный титул вытекает не только из исторической роли этой выдающейся фигуры, но также из символического звучания великого имени, ибо иероглиф «ир» означает «Солнце».[1] Младенца, который появился на свет в деревне Мангёндэ в бедной учительской семье, звали Ким Сон Чжу. Но в конце 1920-х он от соратников по антияпонскому подполью получил новое имя, которое мир узнал и с тех пор восторженно произносит: Ким Ир Сен. Полный перевод этих трёх нетленных слогов озаряется светом «Восходящего Солнца».

Начиная с горепамятного 1994-го, искренняя народная боль по-прежнему рвётся из корейских и иных сердец, хранящих священную память о вожде. А день его рождения празднуется как День Солнца. Корейские хрущёвы, разнузданно поносящие покойников, не могли возникнуть даже в больном воображении. А возникни они, их бы здесь разорвали в клочья.

Таковы корни явления, которое мудрёно и не всегда понятно считают культом личности, хотя следовало бы выразиться менее лаконично, зато яснее: заработанными любовью, авторитетом, уважением и, если хотите – поклонением со стороны друзей. Со стороны врагов – вынужденной констатацией столь необыкновенной любви и поклонения, чему поспешно и безосновательно наклеивается неконкретный ярлык – «культ личности».

В головах большинства сей термин скомпрометирован. Культ личности и вождизм в массовом сознании уравнены с обожествлением, фетишизмом и даже с тотемизмом, хотя не имеют с ними никакой научной связи, но лишь обывательскую. Тем не менее, право на позитивное «терминологическое гражданство» нынешняя политология отводит только слову «лидерство» – невнятной копии судьбоносного феномена. Верно: вождь вырастает из лидера. Но не факт, что всякий лидер способен стать вождём.

Выскажусь ещё определённее: при общей нежелательности культа личности, как одного из проявлений несовершенства социальной жизни и человеческого сознания, можно придти к выводу об исключительности ряда частных исторических случаев. Само собой, имеются в виду не карикатурные князьки, периодически возникавшие там и сям, включая постсоветские квазигосударства в Прибалтике. Средней Азии, Закавказье.

Надо сказать, что в Корее тоже возражают против применения понятия культа к своим руководителям. В то же время здесь было сказано: «Вождь рабочего класса – это не отдельная личность… Это, прежде всего, мозг народных масс, высшее олицетворение их требований и воли. Революционные массы без вождя, что тело без мозга. Они неразъединимы. Вождь – это ядро революции, величие страны, нации». Существо вопроса корейскими товарищами выражено в безукоризненной политической манере, не лишённой поэтики: «На победу в революции без вождя надеяться, что цветов без солнца ожидать». Отбрасывая политханжество, они утверждают: «Верность вождю – благородное качество, присущее только трудящимся, прежде всего – рабочему классу».

Нюансы терминологические, конечно, важны. Но ещё более важно не то, являются ли культ личности и вождизм синонимами, насколько они близки к авторитаризму или далеки от него, а то, какое содержание мы в это вкладываем. Ну и, безусловно, какое действие они производят. Следует также различать вождизм искусственный, кабинетный, и вождизм естественный, народный. В советском случае кабинетный суть хрущёвщина и горбачёвщина, народный суть всемирное признание героического жизненного пути таких титанов, как Ленин и Сталин.

При этом не худо бы понимать, что любимый и любящий вождь вторичен, каким бы звонким и переливчатым не было его восхваление. Ибо первично, что он сам и восхваление его – ни больше ни меньше, как песнь величальная народа о самом себе. Корейцы не стесняются превозносить до небес своих высших руководителей, потому что согласно заветам Ким Ир Сена поклоняться своему народу как небу – святая обязанность руководителя.

Результат налицо. Небольшая, малочисленная дальневосточная страна живёт и успешно развивается. Огромный Советский Союз, чьё многомиллионное население «купилось» на антисталинскую, а затем на антиленинскую демагогию, и отринуло вождизм, уничтожен.

Ничто так не укрепляет чувство любви к родине и к справедливости, как наличие вождя. Совсем необязательно, чтобы он правил какой-то страной. Легендарный Эрнесто Че Гевара не занимал никакую государственную должность, когда стал духовным вождём бессчётного множества латиноамериканцев и жителей других континентов. Ибо вождизм – это не всегда государственная атрибутика, однако непременно высокая культура, свободолюбие, отвага, суверенитет.

Что такое суверенитет в современном мире? Нормальный человек разумеет под ним максимальную неподвластность государства диктату мирового капитала, возможность противостоять любому давлению извне, включая давление гегемона – США. Благодаря принципу вождизма, корейцы под руководством Ким Ир Сена, китайцы под руководством Мао Цзэдуна, кубинцы под руководством Фиделя Кастро, вьетнамцы под руководством Хо Ши Мина неодинаковыми действиями в неодинаковых условиях одинаково добились стократно большего суверенитета, чем Англия, Франция, Германия, Япония, Канада…

Эстафета суверенности и свободы за пределами России была подхвачена крепкими руками и продолжена Си Цзиньпином, Мигелем Диас-Канелем, Нгуен Фу Чонгом… Что же касается перечисленных западных государств, то они, да, экономически высокоразвиты. Но несвободны, несамостоятельны по самому большому философскому счёту. Впрочем, и по мелкому политическому тоже. Устанешь перечислять, сколько раз капиталистам Италии или Канады выкручивали руки капиталисты рангом повыше. И сколько раз те получили по своим рукам, когда пытались выкрутить их Северной Корее. Такое же фиаско их ждало и ждёт в Китае, на Кубе, во Вьетнаме.

Чтобы противостоять бессмертной славе народных вождей, буржуазия пыталась копировать и взращивать культы угодных ей личностей. Почему же один за другим лопались дутые пузыри фюреров, дуче и каудильо? Потому что людские массы способны любой путь сделать великим, но человека делает великим избранный им единственный верный путь. По нему он массы умело направит и поведёт. Эта древняя мудрость ещё раз была подтверждена Ким Ир Сеном, который сызмальства, подростком включился в борьбу за освобождение родины и очень скоро встал во главе движения сопротивления японским оккупантам.

Видеть, что путь большой, яркой личности в своей основе антибуржуазен и коллективен, значит постигать необходимые предпосылки для появления не примитивного диктатора, а мудрого вождя.

Поясню. Гений рождается сразу. Но это «изделие» штучное. Да и сам гений может навсегда оставаться в одиночестве – гордом либо не очень. А вот вождь – «изделие» именно коллективное, и оно превращается в остриё человеческих чаяний и устремлений не в одночасье.

Судьба и характер, дружба и преданность, упорная учёба и самозабвенная работа… – все крупные и мелкие события, ситуации, все дерзания выстраивали ступени возвышения Ким Ир Сена в жизни и над жизнью. Ширина и глубина его взглядов поражали каждого из более чем 70 тысяч иностранных общественных деятелей разного ранга, с которыми он встречался после того, как возглавил Трудовую партию Кореи и Корейскую Народно-Демократическую Республику, и которыми бессменно руководил после их провозглашения в октябре 1945-го и сентябре 1948-го соответственно.

Имя Ким Ир Сена навеки связано не только с этими эпохальными датами, но и с победой КНДР в войне 1950-1953 годов против интервенции 16 государств под эгидой США. Нельзя не подчеркнуть замечательное проявление его прозорливости уже в новейшее время. Ким Ир Сен, посетив в 1986-м Советский Союз, первым из руководителей соцстран раскусил потаённый, антинароднй смысл горбачёвской перестройки. Он предпринял превентивные меры по предотвращению попадания этой заразы на корейскую землю, где с самого начала не жаловали краснобайствующих горбачёвцев, завладевших вниманием обширной советской и иностранной аудитории. Но им так и не удалось пролезть в информпространство КНДР.

На планете есть и будут другие примеры культа личностей-исполинов, любящих народ и любимых народом, смерть которых ставит точку в материальном существовании, но не влияет на метафизику их жизни, продолжающейся в поколениях последователей. Иными словами, идеи и духовные сущности вождя перетекают в материю не только прижизненно, но и посмертно. Они излучают его космизм, чей генеральный признак заключается в том, что тот формируется на глазах и при активном участии современников, вдохновляя их на реализацию ранее необъяснимого, недоступного, невыполнимого…

«Грудью защитим вождя!» – от каких военнослужащих, в какой стране вы услышите сегодня подобный клич, почувствуете этот порыв, поймёте эту вселяющую ужас во врага силу? Ни от каких, ни в какой. Только от северокорейских и в Северной Корее.

А раньше-то ведь и у нас были такие воины, и у нас была такая страна, и у нас был такой клич, звучал только немного по-другому – «за Родину, за Сталина!».

Что ж, это оружие посильнее атомных бомб и гиперзвуковых ракет. Человек не есть их придаток. Скорее наоборот. Без человека самое эффективное, смертоносное оружие представляет собой кусок железа. Без «железа», разумеется, долго не повоюешь. Однако без человека невозможно воевать вообще.

Какое мощное оружие имелось у Советского Союза и какими низкопробными оказались его военные и прочие кадры, сдавшиеся на милость перестройщикам! Антисталинизм и антивождизм в качестве инструментария разрушения и методики оболванивания в течение десятилетий разлагали и развращали некогда авангардную мировую силу. Они изгадили умы, выели души и атрофировали волю народа. Ненадёжный, нестойкий человек – будь то рабочий, чиновник, офицер и др. – обесценил совершеннейшую боевую технику. Вот СССР и потерпел унизительное поражение без официального объявления ему войны и без ядерных ударов по его территории.

А Северная Корея выстояла, даже ещё безъядерная. Выстояла вместе с другими несдавшимися и заслуживающими уважения субъектами политической карты мира, которые превзошли нас, бывшесоветских, почти по всем показателям, кроме разве что индустриального, военно-технического, географического… Наиболее значимый из этих показателей – пассионарность нации. При этом амбициозность, граничащая с лихостью (не путать с лихачеством!), удивительным образом сочетается со строгой дисциплиной, куда, особенно на корейском примере, органично вписывается поразительное трудолюбие.

Вышесказанное напрямую связано с проблемой преемственности власти.

Граждане КНДР явили образец завидной идейной закалки, обеспечив после ухода из жизни Ким Ир Сена надлежащую, поэтапную смену рулевых на вахте госуправления.

Ошибок при выборе или назначении формального главы государства, правительства, партии, он же неформальный кормчий класса, нации, народа, не должно быть. Иначе лёгкая зыбь волны-ошибочки фатально разбухает до громадного пенистого вала-катастрофы. В КНДР выработана именно такая ответственность за переход власти к новому руководителю.

Кадры решают всё. Однако если нет руководителей, умеющих подбирать, воспитывать и расставлять кадры, тогда всё решает случай. Одним из факторов, предотвративших подобное развитие событий, и явилась специфическая форма преемственности власти в Северной Корее, вызывающая нервный тик у пресловутого «мирового сообщества», у разнообразных правовых чистоплюев хоть от капитализма, хоть от коммунизма.

В отличие от них, северокорейцы всегда знали, что правильное решение вопроса о преемнике вождя является стержневым для продолжения выбранного курса государственного строительства – курса отстаивания интересов абсолютного большинства трудящихся, а не кучки богатеев и компрадоров. Вождизм простёр над КНДР могучий морально-материальный щит. Он воплощён в достижениях рабочих, крестьян, инженеров, учёных в различных сферах деятельности – от повышения урожайности сельхозкультур до запуска спутника на околоземную орбиту, – в расцвете образования, здравоохранения, искусств, в невиданной консолидации народа. Этому способствовали коммунистические идеалы, усиленные выработанной Ким Ир Сеном идеологией чучхе (опора на собственные силы), подкреплённые развитой Ким Чен Иром политикой сонгун (приоритет обороноспособности), заряжённые энергетикой намеченных Ким Чен Ыном новых задач (курс на передовую, наукоёмкую, высокотехнологичную экономику).

Ким Ир Сен, а впоследствии Ким Чен Ир прошли тяжелейшую школу борьбы за народное счастье, где платой за обучение было само существование – духовное и физическое, – но не растеряли ценных человеческих качеств. Они обладали уникальной работоспособностью, трудились по 14 часов в сутки. Отличались великолепными организаторскими способностями. Порядок и исполнительность в органах управления стали при них безукоризненными. Правилом было: сказано – сделано. А если не сделано, то лишь потому, что не сказано. А не сказано могло быть исключительно потому, что нечего попусту болтать. Оба вождя были сплавом мысли, слова и дела.

Говоря о сегодняшнем высшем руководителе Ким Чен Ыне, отмечу, что он не просто плоть от плоти своих предшественников, но каждодневной деятельностью доводит этот великолепный сплав до высших параметров прочности и чистоты.

Таким верит и позволяет собой командовать, в таких не ошибается, за такими идёт народ.

Если коротко, то при определённых обстоятельствах идейная наследственность, действительно, может полностью совпадать с наследственностью кровной. Главное, чтобы талантам народа соответствовал талант руководителя, чтобы верность народа своему руководителю совпадала с верностью руководителя своему народу, чтобы идейность обоих была выкована в совместных труде и борьбе. С доброжелательной завистью подтверждаю совпадение верности, соответствие идейности, трудовую солидарность в северокорейском обществе.

И ещё. Пропагандистская обслуга Запада хочет уязвить коммунистов недопустимостью, мол, «партийного престолонаследия». Но пусть крикливая буржуазная кумушка на себя оборотится. Зеркало мировой политики конца ХХ – начала ХХI веков демонстрирует десятки нелицеприятных форм капиталистической семейственности среди лидеров, как отсталых бантустанов, так и многих очагов «продвинутой демократии».

Речь о тех самых очагах, где сильные мира сего давно пришли к выводу, что нельзя допускать к высшим постам честных, талантливых и сверхспособных. Обратим внимание, как измельчали руководители ведущих стран Европы и Северной Америки, где за последние полвека не появилось ни одного деятеля, сравнимого по масштабу с такими неординарными политиками прошлого, как, например, Франклин Рузвельт или Шарль де Голль. Сподручнее манипулировать безликими и бесталанными президентами и премьерами, ограниченными в сроках пребывания у власти, которые никогда не посмеют ставить национальные интересы выше транснациональных, не выступят против волчьих законов Системы.

Для западных кукловодов, привыкших иметь дело с холуйской массовкой из правителей-марионеток, не только коммунистические кимирсены, но и вполне капиталистические путины словно кость в горле. А кость в горле – это в самом деле убийца. Правда, торчит она в горле у разбойников с большой международной дороги, коими исповедуются следующие принципы (точнее – беспринципность) поведения:

Глобализм (точнее – тоталитаризм) по-американски, двойные стандарты в межгосударственных отношениях, хамские санкции, эмбарго и блокады, информационный беспредел, экономический грабёж, излюбленная дубина военной агрессии и терроризма, насаждение прозападных ценностей (точнее – мерзостей), подавление всякой самобытности и самостоятельности, увековечивание социального бесправия и насилия…

Список беззакония велик. Как велик всякий, взявшийся за ликвидацию сего беззакония доступными ему средствами, на доступном пространстве и в доступном времени. Наверное, это не последняя причина того, что русофобы, ненавидящие всех, кто радеет о Российской Федерации, равно ненавидят радеющих о КНДР. То есть – её вождей, во главе шеренги которых сияет Солнце Нации.

Воистину любовь и ненависть, производимые вождизмом, интернациональны и универсальны. Это – один из существенных уроков истории, на суд которой любят ссылаться все, кому не лень. Его наделяют характером некоей абстрактной и одновременно абсолютной объективности и беспристрастности, каковые толкуются  весьма произвольно, отчего никуда не годны, лукавы, двуличны. Тухлая беспристрастность – «общечеловеческая», «общемировая», «общепризнанная» и т. д. – не для нас. Суд истории всегда пристрастен. В этом вся его соль. Можно и до́лжно стремиться к непредвзятости в гражданской или административной тяжбе физических и юридических лиц. В области уголовного права – это нелегко, хотя тоже достижимо. Относительно политического судопроизводства надо признать, что оно априори не предоставляет такой возможности. Отрицающие это, будь то государство или индивид, проявляют лицемерие.

Применительно к суду истории тенденциозность всегда выходит на первый план и подчиняет себе. Цена вопроса, которую необходимо уплатить при решении исторического спора, зависит от краеугольного критерия: тенденция и позиция какого класса (эксплуататоров или эксплуатируемых), какого государства (независимого или подневольного), какой цивилизации (Западной или Восточной) однажды возьмут верх? Вот он, оценочный рубеж, отделяющий свет от тени, добро от зла, правду от лжи – рубеж настоящей исторической объективности. А она жестока постольку, поскольку неизменно стои́т не над спором, а по одну из сторон его.

Этот спор давно решён на Корейском полуострове, где почвенная традиция, оплодотворённая вождизмом, дала на крошечной территории столь могучий росток жизни, что его не смяли ни мучительные экономические испытания, ни военно-политические бури. Разве миссией, которую история взвалила на Россию, не востребованы истоки этой могучести?

[1] Корейское письмо «хангыль» давно стало фонетическим и слоговым. Однако дополнением к нему, хотя всё реже используемым, является иероглифическая письменность «ханча».

By