Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-76276 (Роскомнадзор) от 26 июля 2019 года

Десять дней в стране Чучхэ. Группа активистов Ассоциации корейцев Казахстана посетила Пхеньян. Сентябрь 2019 г.

информация сайта Корё Сарам

Десять дней в стране Чучхэ

Дмитрий Мен,
доктор политических наук, профессор

В Северной Корее в настоящее время по летоисчислению чучхе 108 год, то есть год начинается с рождения Великого руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена с 1912 года, в то же время григорианский календарь тоже применяется. Мне представилась возможность посетить эту страну в сентябре этого года, где проживал с 1948-1957 гг., то есть детство и отрочество. Дело в том, что после получения независимости Корейского полуострова в 1945 г., в Северной Корее не хватало специалистов, чтобы управлять государством.  Руководители Северной Кореи вынуждены были обратиться к союзникам Советского Союза и Китая, чтобы они помогли с высококвалифицированными кадрами для построения социалистического общества.

Для этого советское руководство. действуя принципам интернациональной политики и помощи братскому корейцам Севера решило направить этнических корейцев из Центральной Азии. В 1948 году на карте мира появились  на Корейском полуострове два государства – Республика Корея и Корейская Народно-Демократическя Республика (КНДР) с разными идеологическими и экономическими процессами. Для Пхеньяна такая помощь была очень необходимой.

Для того, чтобы командировать и помогать Северной Корее правительством делался строгий отбор среди корейцев, кандидат должен быть обязательно членом партии, иметь высшее образование и знать корейский язык. Таких специалистов было набрано около 500 человек. Среди них были врачи, учителя, инженеры, юристы, партийные работники и другие, в которых нуждалась молодая страна. В их числе оказался мой отец Мен Вор-бон.

Мой отец Мен Вор-бон окончил в 1939 году педагогический институт в г. Кзыл-Орда, который депортировался из Владивостока в 1937 г., созданный в 1931 г. – Дальневосточный Корейский педагогический институт. В Пхеньяне он работал деканом и заведующим кафедрой русского языка и литературы в Университете им. Ким Ир Сена, затем перешёл на военную службу в военную Академию  им. Ким Ир Сена.

В то время в отношениях между Советским Союзом и Северной Кореей царило только мир и дружба, может быть, сказанное  звучит ныне слишком декларативно, но это было действительно так. Моё детство и юность, которые прошли в Пхеньяне, формирование мировоззрения  связаны были как с героическими, так и трагическими страницами объективной историей. Конец корейской войны, послевоенное строительство, мне не доводилось замечать проявлений ни великодержавия, ни теории чучхе со стороны СССР и КНДР.

Позже, в школьные и студенческие годы, знания о Корее, конечно, расширились и углубились. Но чувство, запавшее в сердце, продолжало жить. Отголоски праведной борьбы корейского народа за свое национальное и социальной освобождение постоянно волновали  и накладывались на впечатления молодости. Постепенно вырастали в некоторые сомнения в убеждении политики Советского Союза по отношению к Северной Корее, её интернациональной основы.

И в эту страну через 62 лет я прилетел из Алматы в Пхеньян уже пожилым человеком, о которой всегда мечтал. До этого мне пришлось много  проштудировать политическое и экономическое состояние КНДР, санкции против него, международные встречи лидеров США, Южной и Северной Кореи между собой и многое др. Хотя об истории и жизни двух корейских  государств я много знаю. Так как преподаю в университете, где в настоящее время работаю, но лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Наш маршрут состоял Алматы-Пекин-Пхеньян. Группа состояла из 13 человек, вылетели мы 1 сентября в 22:20, преодолев все формальности, мы прилетели  2 сентября в 12: 30 в аэропорт Пхеньяна. Там нас радушно и приветливо встретил заместитель заведующего отделом по корейцам зарубежья товарищ Чэ Чол Хо, нас сразу познакомили с гидами переводчиками молодыми женщинами Пак Ын Чу и Ким Гым Сун, которые отлично владели русским языком. Нам предстояло в течение 10 дней совершать с ними экскурсии по стране. Позже выяснилось, что они выпускницы  Пхеньянского Университета иностранных языков, несколько лет с родителями дипломатами проживали в Москве.

Мы сели в автобус и приехали 48 этажный Пхеньянский международный гостиницу Ян гакто, заселили нас всех  на 25 этаже. Гостиница находилась на берегу реки Дэдон, отсюда было видно все величие столицы: монумент Чучхэ, 105 этажное гостиница Рюгён, многоэтажные  служебные офисы и жилые кварталы. Номера гостиницы по стандарту ни чем не отличались международным.

После небольшого отдыха и когда привели себя в порядок мы поехали ужинать в местный ресторан. Там нас уже ждали молодые девушки официантки в красивых национальных ханбок приветствовали с низкими поклонами. Надо сказать, что вечер удался на славу. Нас угощали корейскими национальными блюдами, вся наша группа  уже раннее побывали в Республике Корея, так что вся еда не было новостью. Но попробовать, что едят на Севере у нас было большое желание. Надо сказать, заказанный стол мало отличается от Южной Кореи и что едят корё сарам СНГ.

Среди нашей группы  было немало пожилых людей, они распевали старинные корейские песни, которые пели в детстве сами и их родители. Также мы пели русские песни советских времён. Девушки официантки тоже не отставали от нас, они показали нам мастер класс по пению.  Мы подумали, что  они являются профессиональными артистами. Возвращаясь поздно, мы заметили, что улицы Пхеньяна мало освещаются, в домах не горит свет. Девушки гиды объясняли, в стране напряжёнка с энергией, надо жить экономно, но в гостинице всегда был свет.

Архитектура столицы впечатляет, много высотных зданий, дороги хорошие, мало автомобильных движений – «пробок» нет, на перекрёстках стоят милиционеры, строго следят за движением транспорта и пешеходов. Пхеньнянцы  утром  бодро идут на работу, все куда-то спешат, у всех свои обязанности. Чувство ритма дел, как у всех деловых стран. На улицах множество мелких торгующих лавок. Продаются всё: овощи, фрукты, игрушки, сладости, товары первой необходимости и многое другое. Раньше этого не было, говорят местные жители.

В стране до сих пор существует карточная система. По карточкам отовариваются необходимые продукты, также можно покупать некоторые вещи в магазинах. Не знаю, правда или нет переводчица гид сказала, что  в месяц она получает  50 долларов и это вполне нормально. Нам, иностранцам, запрещено общаться с местным населением, да и они неохотно шли на контакт. Также гостям запрещено отдалятся от гостиницы более на 100 м. Поэтому информации и знания о жизни населения Северной Кореи у нас очень поверхостны, больше приходилось догадываться и поверить СМИ.

Страна в настоящее время охотно принимает  туристов из зарубежья. Заметный приток из Европы, России, больше всего из Китая, они наводнили Северную Корею. В стране несколько каналов по телевизору: показывают официальные новости, передачи из России, Европы и опять больше всего из Китая. Что же касается Internet, то им пользуются только высокопоставленные чиновники, разрешается  пользоваться в международных гостиницах. У населения имеются сотовые телефоны, но связи только внутри страны, заметили, что  многие ими пользуются. Телефоны китайского производства.

Второй день пребывания мы посвятили путешествие в исторический Музей подарков Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, находящийся три часа езды от столицы. Музей строго регламентирован, все походные вещи сдаются в раздевалке. Фотографировать и разговаривать по сотовому телефону запрещено, здание семи  этажное. На витрине подарки от президентов, премьер-министров почти всех стран: Советского Союза, России,  Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии, всего несколько сотен тысяч. В этот же день мы посетили гору Мёхян и буддийский храм Бохён.

На следующий 4-й день пребывания нам предстояло ехать в Кымган сан. Ночью шёл сильный проливной дождь, у нас были сомнения – состоится ли это путешествие. Но наши гиды успокаивали нас, говоря, что нам ехать много часов, к тому времени погода будет хорошая и солнечная, так и вышло. В 8:30 мы выехали на автобусе из Пхеньяна, по пути мы заехали в портовый город Вонсан, пообедали, осмотрели достопримечательности второго города по величине страны.

В Кымган сан мы приехали вечером в 17:30, по пути мы проезжали мимо  городов, мелких сельскохозяйственных кооперативов, рисовых, кукурузных и овощных полей. Видели, как работают крестьяне на полях, как усердно ухаживают за посевами, лица усталые и загорелые. Заметно было много ручного труда, мало сельскохозяйственной техники. Способ передвижения  по дорогам – велосипед, в лучшем случае мотоцикл.

Нас заселили в гостиницу «Кымган сан» на 10 этаж, здесь было видно всё величие этой легендарной горы, о чём мечтает подняться каждый приезжий гость. Вечером  мы договорились, что утром будем «штурмовать»  Кымган сан, тем более дождь давно прошёл и выглянуло солнышко. Краткое сведение о горе Кымган сан: длина 40 км, высота 1639 м, ширина 6 км. Эту гору нам предстояло  покорить. Нам предоставили маршрутного гида по восхождению горы, она  была маленького роста, студентка. Каждый день по возможности с туристами поднималась в гору, что было её подработкой. Из 13 наших туристов до самой вершины добрались только четверо, остальные  остались по пути. Автор этой статьи дошёл до вершины. Мы были счастливы, что нам покорилась эта великая Кымган сан, добрались до сияющих её вершин Кан Олег, Ким Галина и Абдикаримова Сандугаш.

На следующее утро наш путь лежал в Пхеньян, по приезду мы помылись в сауне, сделали массаж, надо было завтра ехать на 38 –ю параллель демилитаризованную зону, граница которая отделяет страну на Юг и Север. Но к великому, сожалению, программа  сорвалась, ночью прошёл большой Тайфун по Корейскому полуострову. По телевизионной программе показывали, какой большой урон нанес этот Тайфун: полегли рисовые и кукурузные поля, с корнем выдранные большие деревья, сорванные с домов крыши, крестьяне вышли спасать урожай.

Вместо выезда 38-й параллели мы решили совершить прогулку по Пхеньяну, прокатились по городскому метро, станции оформлены по восточному стилю, везде по стране портреты улыбающихся великого и любимого руководителей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Каждый гражданин обязан носить значок с изображением вождей, даже школьники. В этот же день посетили арку Великого вождя, которую возвели  в честь 70-летия. Посмотрели цирковое представление,  пообедали в ресторане Окрюган, где подают знаменитый пхеньянский лапшу из гречневой муки. Посетили городские магазины, купили сувениры и разные полезные вещи. Вечером отведали в ресторане цыпленка с  начиненной женьшень.

В последний день совершили прогулки по столице, фотографировались, хотя устали немного, но  сожалели, что завтра приходится расставаться с этой страной. Для некоторых эта поездка  наверно была последней, иные мечтали посетить в  следующем году на традиционную апрельскую весну. Для меня же это было не туристическая поездка, а возвращение в страну детства, где вместе с родителями прожил десять лет

Послесловие автора. Сегодня внушают трепет и опасения в мире угрозой Северной Кореей. А дело в том, что массовые анти северокорейские предрассудки базируются на незнания, не желания знать, который никуда не денется, не переедет и с которым надо выстраивать умные и правильные отношения. О КНДР написаны сотни самых различных книг, статей и проводят научные исследования. Если бы авторы в своих работах и выступлениях о Северной Кореей знали бы хоть толику о ней, то я уверен, что видение и отношение к этой стране было бы совершенно другим.

Современный Пук Чосон можно понять только в контексте его истории, непрерывной тысячелетней государственности, уникальной цивилизации и несокрушимой традиции и культуры этой страны и народа. В сущности, любой народ склонен рассматривать себя национальной самостоятельности. Специфика северокорейской цивилизации является то, что она постоянно развивается по своей намеченной цели. Она не считает, что её программы и представления не должны иметь силу за пределами страны. Из поколения в поколение корейцы были убеждены, что их цивилизация не в ряду цивилизации других народов, а сама по себе своя цивилизация.

Северная Корея в последние десятилетия сделала рывок в сторону модернизации с пониманием корейского социализма. По рассказам очевидцев, которые посетили эту страну 10-20 лет назад, страна «меняет кожу». Пхеньян обустроился полностью, его можно сравнивать с азиатскими городами Ханой, Бангкок и др. Увиденные иностранцами современную КНДР удивляет их метод выживания и стойкость этого народа, которую на колени никому не поставить.  Мы искренне желаем этому народу мира и благополучия, долгожданного объединения.

Автор выражает большую благодарность руководителю нашей группы Председателю Алматинского Корейского культурного центра Шин Брониславу Сергеевичу и всем участникам «восхождения» КНДР. Поездка была организована Ассоциацией корейцев Казахстана, за что от нас искренняя благодарность. Мы уверены, что  такие важные мероприятия укрепят дружбу между КНДР – Казахстан, корейскими и казахстанскими народами.